Районы Лиссабона — что посмотреть. Лапа и Сантос

Квартал Шиаду это не только известная туристам улица Гаррет с брендовыми магазинами, кафе «А Бразилейра» и площадь Камоенса. Квартал стоит того, чтобы узнать его получше.

Достаточно свернуть с центральной улицы и богемный квартал Лиссабона откроется вам во всей красе. Здесь, рестораны высокой кухни известных португальских шеф-поваров, соседствуют с художественными галереями, маленькими магазинчиками с антиквариатом и театрами.


Не случайно, именно здесь находится факультет Изящных Искусств Лиссабонского университета. Все остальные факультеты этого главного Университета Лиссабона расположены далеко от исторического центра, в районе Campo Grande .


В Chiado есть несколько театров. Один из них – единственный оперный театр в Лиссабоне, театр São Carlos .


Именно в здании напротив театра, родился Фернанду Пессоа, португальский поэт и писатель.


Но этот квартал не всегда был таким.

Один из семи холмов Лиссабона, где находится район Шиаду, стал заселяться в 12 веке. После Реконкисты, на этом холме стали основывать монастыри, а благородные рыцари строили свои имения. Таким этот квартал и оставался вплоть до 16 века.

Именно в 16 веке этот, уже достаточно обжитой квартал получил свое имя. Шиаду – переводится с португальского как хрип или свистящие дыхание. Именно такая кличка была у известного трактирщика Gaspar Dias , который держал свое заведение рядом с тем местом, где сейчас находится торговый центр «Склады Шиаду».

Таверна была очень популярна у местных жителей, и «сходить к Шиаду» со временем переросло стены питейного заведения.

Кстати, эта кличка прилипла и к поэту-монаху, который был завсегдатаем данной таверны.

Сиплый трактирщик остался только в местных легендах, а поэта-монаха Антониу Рибейру «Шиаду», любителя горячительных напитков, увековечили, установив памятник на одноименной площади. В наши дни, перед этим памятником каждый вечер выступают уличные музыканты и танцоры.


После землетрясения 1755 года квартал Шиаду преобразился. Нет, дело не в новых зданиях, а в людях. Квартал заселила новая социальная прослойка: буржуазия и масоны. Что же касается зданий, то последние следы землетрясения исчезли лишь к концу 18-го века.

В начале века 19-го район Шиаду переживает тяжелые времена: вторжение Наполеона, английскую оккупацию, опустошение после Либеральной революции. Квартал возрождается только с окончанием гражданской войны и победного возвращения Дона Педру в 1833 году.

Квартал Шиаду, как и всю Португалию, покидают все религиозные ордена. Монастыри и имущество отошли государству, а квартал вздохнул свободнее, избавившись от гнета церковников.

Его наводняют поэты, художники, писатели и политики. Открываются библиотеки и учебные заведения, кафе и клубы, театры и варьете с танцовщицами канкана. Именно так квартал Chiado стал самым богемным местом Лиссабона.


Шиаду – квартал прогрессистов и романтиков 19 века, интеллектуалов века 20-го.

В конце 20 века квартал Шиаду стал пустеть. Лиссабон рос, и удобства обветшалых зданий центра города перестали отвечать современным требованиям. Вторую жизнь кварталу, как это ни странно, дала трагедия – пожар, случивший в 1988 году, который уничтожил и повредил множество зданий.


За восстановление взялся архитектор Алвару Сиза Виейра. Его проект был простым и элегантным. Как раз то, что требовалось – эволюция. Когда фасады зданий с атмосферой помбальской эпохи образуют идеальный симбиоз с интерьерами, отвечающим требованиям 21 века.


Район Шиаду бросил себе новый вызов – вернуть звание культурного, коммерческого и богемного центра Лиссабона. Вызов, отвечающий надеждам всех лиссабонцев, желающих, чтобы сердце города стало вибрировать снова.

Как видите, это очень интересный район и мы не можем рассказать всего в одной небольшой статье. Для желающих мы подготовили авторскую экскурсию по этому району Лиссабона . Она идеально подойдет как для знакомства с городом, так и для тех, кто уже был или даже живет в Лиссабоне и хочет открыть город с новой стороны.


о Белене и "богемном" районе Шиаду

В Белен мы заехали по дороге из Лиссабона в Синтру. На поверку, это оказалось не так просто, как мы думали, так как две главные достопримечательность Белена, которые мы хотели увидеть расположены по разные стороны железнодорожной ветки. Для того, чтобы увидеть и то и другое, нужно возвращаться аж к самому мосту 25 Апреля, где находится ближайший переезд..


С самого начала мы решили, что не будем задерживаться в Белене надолго.. Ведь если уделить этому району все то внимание, что он заслуживает, по хорошему нужно отводить на него целый день.. Целого дня у нас не было, поэтому пока лишь самое-самое! :)


Жеронимуш - монастырь ордена Иеронимитов и собор Санта Мария де Белем. Наверное, самый расхожий символ Лиссабона в туристических буклетах..

Монастырь строился в течение долгих лет в начале 16го века. Строительством руководили по очереди несколько архитекторов. Результатом их трудов стало великолепный архитектурный комплекс в стиле мануэлино, включающий также элементы платереско и ренессанса.


Знаменитый Южный Портал - самый большой и богато украшенный вход в здание, несмотря на то, что он не является главным входом..
Для украшения портала использован местный известняковый камень calcário de lioz, имеющий естественный золотистый оттенок. В барельефах изображены сцены из жизни Святого Иеронима, покровителя монашеского ордена, который занимал по приказу короля этот монастырь.

Занятно, что основной целью монахов Жеронимуша было непрестанно молиться за здоровье короля и за успех португальских первооткрывателей, которые проходили на пути в открытое море как раз мимо стен монастыря..


Наверное не случайно, что и памятник этим первооткрывателям находится именно здесь, в Белене. Вот мы как раз проезжаем мимо него на пути к нашей второй цели:


Торре де Белен - Беленская Башня.


Припарковавшись на бесплатной стоянке, мы возвращаемся пару сотен метров к башне, огибая стены бывшего форта, в котором сейчас расположен, кажется, музей вооруженных сил.


И вот мы у цели:)

Беленская Башня, или, по официальному названию Башня Святого Винсента была построена в начале 16го века как главное укрепление на подходе к Лиссабону и официальные морские врата города. Изначально, на крошечном островке недалеко от берега была возведена только основная часть - собственно, сама башня, и лишь много лет спустя к ней был добавлен и впоследствии надстроен бастион. После Лиссабонского землетрясения, русло реки слегка поменялось и сейчас башня стоит уже практически на берегу.


Несмотря на свой "декоративный" вид, изначально башня и вправду была полноправным военным укреплением, хотя осаде подвергалась лишь однажды и была взята всего после нескольких часов боя..


Если взглянуть с набережной в сторону Лиссабона, на противоположном берегу реки Тежу, рядом с мостом 25 Апреля, можно увидеть небезызвестную статую Христа - Сантуариу Насионал де Кришту Рей. Говорят, что с вершины монумента открываются отличные виды на город, но в зимнее время вход закрыт с 6 вечера.. Поэтому, наши панорамы ночного Лиссабона будут сняты с другой точки над городом:)

Итак, мы возвращаемся к центру Лиссабона.. Занятное здание, напоминающее то ли православную церковь, то ли мечеть, на самом деле - арена для португальской корриды..

Но мы просто проезжаем мимо, наша цель - Шиаду.Это один из старых районов Лиссабона, считающихся сейчас модным богемным и туристическим местом, средоточием дорогих магазинов и ночной жизни:)


Еще один кадр "по дороге": кроме обычных лиссабонских трамваев, в городе есть еще такие вот странные конструкции, напоминающие скорее фуникулеры, чем трамваи. Они курсируют по улицам на склонах, слишком крутым для обычного транспорта..


Но мы почти уже у цели. Пока мы возвращались в город совсем уже стемнело. Улицы осветились огнями и заполнились гуляющим народом..


В район Шиаду можно попасть двумя способами. По обычной улице или на подъемнике Санта-Жушта. Мы никуда не торопились, поэтому пошли первым путем, по улице Кармо, рассматривая по пути витрины магазинов.. А Жушта нависала над нами в темнеющем вечернем небе:)


Шиаду считается богемным районом театров и музеев, поэтов и литераторов, хотя сейчас его скорее можно назвать районом коммерции. По крайней мере, это касается пары самых оживленных улиц Кармо и Гаррет, примыкающих к главной площади Шиаду.


Хотя, конечно, красоты исторических зданий (и даже "исторических магазинов"!) Шиаду это нисколько не умаляет! :)


Да и поэты здесь присутствуют - хотябы и отлитые из бронзы, как этот памятник Антониу Рибейру, стоящий на подходе к площади. Кстати, именно ему (человеку, а не памятнику) район, скорее всего, и обязан своим именем. Ведь прозвищем монаха, переквалифицировавшегося в поэты, жившего когда-то на этой улице было Шиаду - Хитрец. :)


А вот и сама площадь Шиаду. Здесь Лиссабон куда ближе к образу европейской столицы, чем на улочках Алфамы, на холме напротив! Это и не удивительно. Застройка здесь куда более поздняя. Подобно Байше Помбалине, Шиаду был перестроен Маркизом де Помбалом после разрушений, вызванных землетрясениям 1755 года.


А расцвет этих улиц пришелся на середину 19го века, когда здешние кафе и бары стали местом встреч писательской элиты Лиссабона..


Тогда же получили свою популярность и магазины, некоторые из которых, основанных аж в 17ом веке, дожили и до наших дней!


В более позднее время писателей и поэтов на улицах сменили многочисленные туристы.


Площадь Кармо - небольшая уютная площадь, чуть западнее и выше главной площади района. Сюда мы забрели в поисках "руины", которую мы видели еще с площади Россиу.


Вблизи "руина" оказалась Археологическим Музеем Лиссабона, расположенном в бывшем здании монастыря Кармелитов.


Это внушительное готическое строение, некогда бывшее главным собором города и соперничавшее с Лиссабонским Кафедральным собором, было сильно повреждено после Лиссабонского Землетрясения и не было восстановлено.


Прямо от здания Монастыря, по длинному чугунному мосту можно пройти на верхнюю площадку подъемника Санта Жушта.
Кстати, именно поэтому вторым названием подъемника является "Лифт Кармо".


Это обязательно стоит сделать - ведь подъемник интересен и сам по себе..


..не говоря уж о виде, который открывается с верхней площадки!


По левую руку (на востоке) видна площадь Россиу.


От нее взбирается на холм улица Кармо, по которой мы поднимались в Шиаду..


Напротив, за светящимися клетками Помбалины, во всем великолепии ночной подсветки красуется крепость Святого Георгия и башни Кафедрального Собора.. Таким нам и запомнился "наш" Лиссабон, замечательный приветливый город, в который оказалось так легко влюбиться с первого взгляда! :)

Но, тем не менее, это не последний наш рассказ о Португалии! В

August 4th, 2016

Всегда приятно возвращаться в место, где тебе было хорошо. А если это место Лиссабон, то можно получить двойное удовольствие. Я уже был в этом прекрасном городе , но в эту португальскую вылазку решил еще раз прогуляться по знакомым местам, пусть даже времени на столицу Португалии было всего три часа. Но вы уже знаете мои темпы прогулки, поэтому за это короткое время я успел посмотреть два района в центре Лиссабона: Байшу и Алфаму. Они абсолютно разные, так что получилось за один раз охватить сразу несколько граней города. Начну с прогулки по району Байша.

Средневековая Байша (Baixa) была полностью уничтожена катастрофическим лиссабонским землетрясением 1755 года. При восстановлении города Байша была выстроена с нуля по единому плану. Средневековый хаотический лабиринт улиц (который я так люблю) был заменён сетью прямых и широких улиц строгой прямоугольной планировки, что стало одним из первых в Европе примеров подобного градостроительного подхода. В связи с одновременностью постройки всех зданий Байша отличается единой архитектурной стилистикой, этот стиль позднее получил имя помбалино в честь барона Помбала, руководившего восстановлением. Кроме того, Байша стала одним из первых в истории примеров строительства целого района с учётом сейсмостойкости зданий. Байша, пожалуй, самый популярный у туристов район Лиссабона здесь расположено большое количество магазинов, кафе, сувенирных лавок.

Посмотрите, какие виды открываются с площади.

Самое внушительное строение площади - это арка Августа . Огромную арку венчает семиметровая фигура Славы, она держит венками над Мужеством в шлеме с символами правящей тогда династии Брагансов и над Изобретательностью, рядом с которым расположены символы искусства и культуры. Под ними герб Португалии и статуи великих португальцев, в частности маркиза Помбала, восстановившего Лиссабон после землетрясения и фактического правителя страны, и Васка да Гамы. По бокам символические статуи главных рек Португалии: Тежу и Дору.

Вид на арку со стороны Rua Augusta .

Знаете, какая проблема с Португалией в плане достопримечательностей? По ним сложно найти информацию. Статьи в Вики очень куцые, причем тут не работает тревел-блогерский лайфхак, что надо читать статьи на языке страны, они более полная. Отнюдь, по Португалии англоязычные статьи лучше. Даже путеводители в наших книжных надо еще поискать.

Мне стало интересно отыскать, что-то об этих двух колоннах, но ничего подробнее этого текста в телеграфном стиле не нашлось. Пристань Кайш-даш-Колунаш веками служила парадным причалом Лиссабона, принимавшим королей и самых знатных гостей страны. Мраморные ступени пристани обрамлены двумя угловыми колоннами.

Интересно, как поменялось мое восприятие европейских городов, за те пять лет, что я не был в Лиссабоне. Нет, по-прежнему меня приводят в восторг узкие и извилистые средневековые улочки, будь то фахверк или облупленные итальянские домики. Но теперь и такие правильные и пафосные улицы 18-19-го веков также стали мне нравиться. Так что в этот раз главная улица Rua Augusta пришлась мне по нраву. Особенно ее мозаичное покрытие, на фото ниже, оно неплохо видно.

Несколько снимков улиц, пересекающих rua Augusta.

С одной из таких улиц открывается вид на подъёмник Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa). Любую ажурную железную конструкцию перо тревел-блогера готово приписать Эйфелю, но, как и в случае , Эйфель к лифту не имеет отношения. На подъемнике я покатался , потому в этот раз его проигнорировал, на него обычно очередь из туристов (там всего две кабинки) и время терять не хотелось.

Лиссабонцы - знатные булкоеды. Каждое второе заведение в Байше выглядит как-то так.

Не любитель я булок поэтому такой тощий, но ради чего-то совсем уж местного обычно делаю исключение, как например, для бретонского кунь амана , или португальского паштела . В первую поездку я наелся сладких паштелей в культовом заведении "Паштел де Белен". В этот раз попробовал вариант пирожка из трески. Согласно рецепту начала прошлого века делаются паштейши де бакаляу (трески) следующим образом.

Сварите кусок трески, отделите кожу и кости, смешайте с отварным картофелем и мелкопорезанной петрушкой и пропустите все через мясорубку. В полученную массу добавьте молоко и яичные желтки и приправьте небольшой щепоткой соли и перца чили. Перемешайте полученное тесто и влейте в него заранее взбитые яичные белки. Полученное тесто разделите на равные части мерной ложкой, смазанной маслом, что бы кусочки не слипались друг с другом и затем последовательно поместите их в сковороду для жарки. В сковороде должно быть достаточно масла, чтобы пирожки погрузились в него полностью, не касаясь дна. Достаньте готовые пирожки ложой и положите так, чтобы излишки масла стекли.

Rua Augusta выходит на площадь Rossio .

В центре площади Росиу, на величественном столпе в виде коринфской колонны, возвышается статуя 28-го короля Португалии и первого императора Бразилии Педру IV, я немного писал о нем в рассказе о Порту. Четыре женские фигуры на её постаменте олицетворяют справедливость, мудрость, силу и умеренность - добродетели, которыми, по мнению скульптора, обладал король.

Согласно городской легенде, изначально статуя изображала императора Максимилиана Мексиканского. Однако незадолго до её установки император был расстрелян, и статуя была «откорректирована» в соответствии с новыми политическими веяниями. Этим объясняют сходство, которое многие усматривают между фигурой на площади Росиу и мексиканским правителем. Впрочем, противники этой идеи указывают на элементы, однозначно говорящие о лузитанском «происхождении» памятника: изображения португальского герба на пуговицах, ожерелье с орденом Башни и Меча и Конституция в руках короля.

Другое украшение площади Росиу - два бронзовых фонтана в стиле барокко, в северном и южном концах площади. По некоторым данным, они были привезены из Франции. Выделяется площадь Росиу и своим оформлением: в середине 19 века её замостили в виде волнистого узора чёрным и белым булыжником. Говорят, такой рисунок помогал морякам, сходившим на берег в Лиссабоне, быстрее привыкнуть к суше под ногами.

Питьевые фонтанчики очень милые, напоминают , разве что там девы в декоре используются.

Памятник этому Педру ерунда, а вот под ноги смотреть было очень прикольно. С учетом, что на этой площади практически в открытую торгуют наркотой, если прямо на месте ее употребить, то наверно эффект будет замечательный. Я про эти волны на плитке, если кто не понял.

К вопросу о наркоте. В первую поездку я остался в восхищении от Лиссабона, но при этом был слегка шокирован его маргинальностью. На главной площади города открыто барыжат веществами , вечером все парки превращаются в лежбище бомжей, куча нищих, вокруг столиков кафе вьются темные личности, норовящие что-то стащить у туристов, все стены в уродских тегах, многие здания в полуразрушенном состоянии. Помню, как в пяти минутах ходьбы от Росиу мы забрели в самое натуральное гетто, где нас тормознул наряд полиции и попросил ради безопасности убрать камеры. Дополнила картину поездка на электричке (тоже разукрашенной граффити и раздолдолбанной вусмерть) в Синтру, где мы с Олькой были единственными белыми, а афропортугальцы кидали мусор в окна поезда и забирались с ногами на сидения.

Хмм, то ли у меня восприятие изменилось, то ли в Лиссабоне немного навели порядок, но ничего подобного в эту поездку 2015-го года я не заметил. Кроме барыг, весь остальной колорит куда-то испарился. Особенно выигрышно и благополучно Лиссабон смотрелся сразу после милейшего, но полуразрушенного Порту.

Переходим к следующей достопримечательности Лиссабона - площади Рестаурадориш (Восстановителей). Площадь увековечивает освобождение Португалии от испанского владычества в 1640 году. Обелиск, посвящённый этому событию, был установлен в центре площади спустя 226 лет. Бронзовые фигуры на его основании символизируют Свободу и Победу. Монумент был воздвигнут на общественные пожертвования, собранные в Португалии и Бразилии.

На западной стороне площади Рестаурадориш находится дворец Фош (на фото второе здание слева). В интерьере и обстановке воспроизводятся многие черты Версальского дворца и Королевского дворца в Мадриде. Особенно интересны атриум капеллы Богоматери Непорочности, Зеркальная и Каминная комнаты, выполненные в стиле эпохи Возрождения. Сегодня во дворце размещается национальное туристическое бюро Португалии и Институт общественных коммуникаций.

Рядом с дворцом Фош (на фото на первом плане) можно увидеть жемчужину португальского ар-деко - здание 1929 года постройки, в котором раньше находился кинотеатр, а теперь размещается роскошный отель Эдем , интерьер которого был использован легендой немецкого кино Вимом Вендерсом для съёмок фильма «До самого конца света».

Неподалёку от площади расположен подъёмник Глория , соединяющий Байшу с кварталом Байрру-Алту. От площади начинается одна из главных улиц Лиссабона - проспект Свободы (Авенида-да-Либердади).

Мой спутник в той поездке - товарищ Дмитрий.

Фуникулёр Глория - один из самых популярных среди туристов. Порой здесь выстраиваются длинные очереди. Он был открыт в 1885 году. Глория - один из трёх оставшихся в строю подъёмников в Лиссабоне. Он расположен практически в центре, точнее на площади Restauradores. Верхняя остановка - Bairro Alto. По сути - это обычный лиссабонский трамвай, но приспособленный для подъема на крутую гору. Протяженность маршрута 265 метров. Внутри вагончик отделан деревом, с двумя скамейками на 22 места. Одновременно фуникулёр может перевозить до 42 пассажиров.

Еще раз к замечанию о прогрессе в Лиссабоне. вагончик был весь изрисован тегами, а сейчас видно, что его регулярно закрашивают.

Проспект Свободы - самое зеленое место в центре Лиссабона, на нем находился наш отель. Опять-таки видно, что навели порядок, бомжей нет, фонтаны работают, чистота.

Заселившись в отель, мы вернулись обратно на площадь Росиу. Сделал еще одну фоточку площади ради вида на разрушенный землетрясением монастырь Кармелитов (справа выглядывает).

У товарища Дмитрия есть особенность регулярно (и основательно) питаться. Когда я путешествую один, то обычно не обедаю, так могу что-то перехватить в виде местного фастфуда. В Лиссабоне я ограничился бы паштейшем, но с Диманом такой фокус не прокатывает. Обед - значит обед. Не подумайте, что я с осуждением это пишу. Как раз наоборот, как не банально звучит, но надо есть! С учетом сколько я каждый день наматываю км в своих поездках (обычно не меньше 20). К тому же это повод попробовать что-то местное.

В этот раз я выбрал треску. Традиционное португальское блюдо Бакальяу - это сушеная и соленая треска. Дело в том, что местных водах она не ловится, поэтому возили ее издалека и в отсутствие холодильников приходилось так ее обрабатывать для сохранности. В туристическом варианте Бакальяу - это обычная жареная треска, возможно чуть маринованная, с обилием овощей. Впрочем, смотрите на картинке.

Чтобы за один присест употребить два специалитета, из алкоголя мы взяли Зеленое вино (Vinho Verde). Не обращайте внимание на подставку-термос на фото, там внутри другое вино. Зеленое вино - португальское вино из провинции Минью, расположенной на севере Португалии. Название вина скорее указывает на его свежесть, чем на цвет продукта (т.е. "зеленое" вино вполне может быть красным). Предназначено для употребления в течение первого года после розлива. Отличительная черта винью-верде — лёгкая шипучесть. Причина выделения пузырьков газа — продолжающаяся в бутылке малолактическая ферментация. Формально оно не считается полуигристым, т.к. давление внутри бутылки не превышает 1 атм. Современные вина с целью экономии времени и затрат, как правило, подвергаются специальному газированию ещё до разлива в бутылки.

Для меня главный символ Лиссабона - это местные трамвайчики. В следующем рассказе об Алфаме их будет больше, обещаю.

Вторая особенность Димана - это коллекционирования магнитов. Причем, его устраивают только магниты определенного вида, как он говорит "чтобы сочетались с холодильником". Так что после обеда у нас состоялся забег по сувенирным лавкам, к счастью, нужный магнит был быстро товарищем обнаружен и куплен.

После обеда и магнитной охоты я решил сводить друга в Алфаму. Из низинной Байши туда надо подниматься, чем мы и занялись.

Главная фишка церкви Марии Магдалины - великолепный портал в стиле мануэлино . Это уникальный стиль, характерный только для Португалии. Назван по имени короля Мануэля I Счастливого. Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом её расцвета как морской державы. Она приобретает многочисленные колонии. В мануэлино смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотических мотивов. Можно говорить даже, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Этот стиль выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны. Отправляю вас в мой рассказ 2011-го года

Квартал Шиаду, расположенный в западной части склона Байши, назван в честь францисканского монаха и поэта Антониу Рибейру (ок. 1520–1591) по прозвищу Chiado (лукавый, хитрый). В 1988 году квартал он привлёк к себе внимание всего мира, когда на восточном конце улицы Руа Гарретт (Rua Garrett) и на пешеходной зоне Руа ду Карму (Rua do Carmo) дотла сгорело несколько знаменитых старинных зданий. Под руководством известного архитектора Алвару Сиза Виэйра, были проведены восстановительные работы и реконструкция всего района. Сегодня район облюбовали художники, скульпторы, писатели, книготорговцы и прочие деятели искусств.

Кармелитская церковь (Igreja do Carmo)

В гору из квартала Байша в квартал Шиаду подняться на 32-метровую высоту можно на подъёмнике «Санта Жуста» или пешком. Воздушный мост ведёт прямо в центр квартала Шиаду мимо Кармелитской церкви. Готическая церковь монастыря кармелитов во время землетрясения 1755 года превратилась в развалины, в которых расположился Археологический музей (Museu Arqueológico). Устремлённые в небо рёбра рухнувшего свода завораживают не меньше, чем коллекция из римских саркофагов, вестготских колонн и скульптур Машаду ди Каштру, представленных в музее. Летом в руинах церкви проходят концерты.

Руа Гарретт (Rua Garrett)

Руа Гарретт является главной улицей квартала Шиаду. Здесь много магазинов и книжных лавок с хорошим ассортиментом. В доме № 73 расположен магазин Livreria Bertrand, открытая более 200 лет назад. Руа Гарретт заканчивается у площади Ларгу ду Шиаду (Largo do Chiado), на которой установлен памятник поэту Шиаду (Антониу Рибейру).

Кафе «A Brasileira» и кафе «Pasteleria Bertrand»

На Руа Гарретт находится знаменитое литературно-художественное кафе «А Бразилейра (A Brasileira), перед которым стоит бронзовый памятник поэту-лирику Фернанду Пессоа (1888-1935), умершему от цирроза печени и обретшему славу лишь после смерти. Кафе возникло на месте магазина по продаже бразильского кофе, основанного в 1905 году. Рядом с «A Brasileira» находится кафе «Pasteleria Bertrand», в котором подают очень вкусные пирожные и кофе.

Дом Фернанду Пессоа (Casa Fernando Pessoa)

Дом Фернанду Пессоа расположен на площади Ларгу ди Сан Карлуш дом № 4. В этом доме поэт родился, а дом, в котором он жил, находится в квартале Кампу ди Орики (Campo de Ourique). В доме размещаются библиотека и ресторан.

Национальный театр Сан Карлуш (Teatro Nacional de São Carlos)

Национальный оперный театр Сан Карлуш, расположенный на площади Ларгу ди Сан Карлуш (Largo de São Carlos), был основан в 1793 году на средства богатых португальских купцов. На протяжении всего XIX века этот театр был центром итальянской и португальской оперы. В театре выступало множество известных европейских оперных певцов. Самой известной постановкой стала опера «Травиата» с участием Марии Каллас в 1958 году.

Национальный музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea) или Музей Шиаду (Museu do Chiado)

Музей Шиаду на улице Руа Серпа Пинту № 4(Rua Serpa Pinto), расположился в здании, которое когда-то принадлежало францисканскому монастырю, после землетрясения здание пустовало вплоть до начала XIX века. Позже в нём находилась кондитерская фабрика, потом академия художеств, позднее Национальная библиотека и, только в 1911 году здесь открылся музей. Здесь представлены картины и скульптуры начиная с XIX века и до наших дней. В музее можно увидеть картины Колумбану Бордалу Пинейру, Жузе Малхоа и скульптуры Огюста Родена.