Теоретические основы функционирования объектов туристской индустрии. Туристическая инфраструктура, сущность, характеристика Инфраструктура в туризме

туризм размещение рекреационный

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.

Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы ля организации туристической деятельности.

Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это ренткар-предприятия по прокату легковых автомобилей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индустрия развлечений - спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д.

Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма (см. рис. 1), в составе которой выделено два элемента.

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему.

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность.

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта.

Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции.

Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.

Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.

Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику. Прямое влияние - привлечение средств от услуг в турпредприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах определенного региона.

Рисунок 1. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма

Особую роль играет информационное обеспечение.

В отличие от других секторов экономики роль областных структур в информационном обеспечении туристской деятельности должна быть ведущей.

  • - предоставление справок по телефону;
  • - создание и распространение рекламных материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях.

Для развития туризма принципиальное значение имеет улучшение дорожной инфраструктуры.

Огромное значение имеет усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды.

Индустрия туризма как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации. Ведь бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий.

Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.


Особенности определения и структура туристского потенциала. Необходимое условие развития туризма - туристский потенциал , который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что, по мнению авторов, не совсем верно.

Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или по крайней мере интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие "туристский потенциал " входит понятие "условия и факторы развития туристской деятельности".

Е.А. Джанджугазова в одной из работ употребляет понятие "туристские ценности ", под которыми понимает туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территорий. По своей природе они гетерогенны, часть из них носит природный характер (аттракции), часть возникла в результате человеческой деятельности, т. е. создана искусственно. Граница между природными и искусственными туристскими ценностями резко не очерчивается, так как имеется группа объектов аттракции, созданная как деятельностью людей, так и самой природой (например, искусственные водоемы, пляжи и др.). Однако следует подчеркнуть, что туристские ценности определяются становлением территории с туристской специализацией.[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Структура туристского потенциала наглядно показана на рис. 2.1 , составленном авторами учебника. Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы - природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д.


Рис. 2.1.

Н.И. Панов оперирует понятием "туристско-рекреационные ресурсы" и пишет, что "под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма".

Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют формирование турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристского бизнеса, определяют специфику развития туризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристского продукта; при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона. К туристско-рекреационным ресурсам относятся природные, исторические, социокультурные, материально-технические, трудовые.

Аналогична и позиция А.В. Даринского, утверждающего, что "туристский потенциал - это туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура ". Н.И. Панов использует понятие пропускной потенциал (экологический, туристский, социальный, бытовой), показывающий возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, т. е. максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]

Что необходимо учитывать при определении перспектив туристской индустрии в том или ином регионе? Ю.П. Ковалев полагает, что при проведении таких исследований методически верно выделить следующие аспекты:

  • выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
  • подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

При этом существенное внимание уделяется употреблению понятий "туристско-рекреационный потенциал " и "туристско-рекреационная сфера". Тем не менее использование данных понятий методологически не совсем верно. Следует заметить, что рекреация и рекреационная деятельность (как уже было сказано выше) включает туризм и туристскую деятельность . Поэтому употребление формулировки "туристско-рекреационный" неоправданно, так как заведомо содержит в себе дублирование. Авторы рекомендуют раздельное использование этих понятий - "туристский потенциал " и "рекреационный потенциал ".

Выявление имеющегося туристского и рекреационного потенциала не самая сложная задача, поскольку сейчас практически для любой давно освоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы - музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях, базах отдыха и т. п.

Более сложный аспект - оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Она должна учитывать: уникальность имеющихся объектов; различия в их доступности и плотности размещения в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; их физическое состояние.

Не секрет, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам России с высоким потенциалом можно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах Российской Федерации есть особенности, затрудняющие его использование или ухудшающие качественные характеристики, что снижает его общую оценку.

Но, несмотря на это, необходимо определять перспективы использования туристского и рекреационного потенциала. Здесь очень важно разработать модель организации туристской сферы региона, определить территории, в первую очередь нуждающиеся в концентрации усилий и средств на их развитие, а также резервные территории и те, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:

  • количественную оценку ресурсов;
  • оценку структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;
  • оценку возможностей использования ресурсов;
  • систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, которые возможны лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.

Существует немало методик оценки туристского потенциала территорий. Не имеет смысла приводить все методики, достаточно лишь понять их сущность и принципы оценивания, а также возможности практического применения.

Оценка рекреационного потенциала России (по К.В. Кружалину). На первом этапе исследования были определены основные виды и формы международного туризма, которые реализуются и будут реализовываться на территории России. В первую очередь к ним относятся познавательно-развлекательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. Эти виды туризма определили набор показателей, положенных в основу оценки рекреационного потенциала и последующей классификации регионов.

На втором этапе была создана серия карт комплексной оценки природных ресурсов для развития лечебно-оздоровительного туризма, типов природных провинций по условиям организации спортивного отдыха, распространения познавательных ресурсов туризма, экологического состояния регионов России, а также карта, отражающая уровень обеспеченности средствами размещения туристов. В исследовании применялся квалиметрический подход, суть которого - экспертное присвоение определенного весового коэффициента каждому показателю, характеризующему рекреационный потенциал , с последующим расчетом средневзвешенного значения, отражающего интегральную оценку рекреационного потенциала каждого из 88 субъектов Российской Федерации.

Из всей совокупности российских регионов, разнящихся по площади и численности населения, 52 характеризуются высоким и относительно высоким уровнем рекреационного потенциала. Эти регионы находятся в основном в европейской части страны, а семь из них - за Уралом и на Алтае, вокруг озера Байкал и на Камчатке.

Средним и низким рекреационным потенциалом обладает ряд староосвоенных регионов европейской части, а также Русский Север и дальневосточные регионы. Из исследования не следует, что в регионах с низким потенциалом, занимающих около 60% территории страны, невозможно развитие международного туризма. В этих регионах есть уникальные природные, культурно-исторические и археологические объекты, позволяющие развивать определенные виды немассового туризма. Это в первую очередь экстремальный, экологический, научный туризм и т. д.

Оценка экономико-географических факторов и условий для международного туризма в России позволяет констатировать, что они отличаются заметным разнообразием и в сочетании с рекреационным потенциалом могут способствовать развитию международного туризма либо оказывать на него сдерживающее воздействие. Далее, основываясь на изучении экономико-географических факторов, влияющих на развитие въездного международного туризма, можно выделить определяющие, касающиеся нашей страны. К ним относятся прежде всего комплексные показатели, характеризующие состояние и перспективы экономического развития регионов, их экономический вес и общий инвестиционный потенциал .

Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а 2 / 3 - в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область).

К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, т. е. чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, "разбросанных" по всей территории России, с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.

Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение: регион обладает наилучшими перспективами развития международного туризма, если для него характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично.

К первой группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 субъект Российской Федерации, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные же регионы располагаются относительно компактно на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России.

Во второй группе с относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом - 30 регионов. Это одна из наиболее крупных групп по количеству субъектов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.

К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относится всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край).

К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая большая группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская, Курганская области, Республики Калмыкия, Тыва и Хакасия, Чеченская Республика.

Исследование позволило сделать вывод , что высоким и относительно высоким совокупным туристским потенциалом обладает 51 регион России, занимающий почти 40% территории страны. Это в основном староосвоенные рекреационные районы со сложившейся социально-экономической инфраструктурой, обладающие достаточно изученными и освоенными рекреационными ресурсами и разнообразным природным и культурным наследием. С точки зрения общего инвестиционного потенциала они относятся к регионам-"ядрам" или "сателлитам" и оцениваются как крупные и средние "полюса роста" по перспективам экономического развития.

Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в субъектах России. Статистика по прибытию иностранных граждан по регионам России на федеральном уровне не ведется. В сложившихся обстоятельствах Госкомстат России в статистическом сборнике "Туризм в России", основываясь на опросе руководителей туристских предприятий, опубликовал данные за 1999 г о численности принятых туристов, анализ которых определил долю посещения иностранными туристами регионов России в общем числе туристов. На этом основании субъекты Российской Федерации разделены на три группы.

К первой группе субъектов, часто посещаемых иностранцами , с долей иностранных от общего числа туристов (включая и отечественных) более 50% относятся 20 регионов. Все они - периферийные (за исключением Москвы) и располагаются вдоль государственной границы страны от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения), что способствует в ряде случаев интенсивному приграничному деловому туризму и шопинг-туризму. К этой группе также относятся Москва и Санкт-Петербург - традиционные лидеры по посещаемости иностранными гражданами.

Во вторую группу субъектов со средней посещаемостью и с долей иностранных туристов от общего их числа 10-50% попадают 18 регионов, располагающихся как вдоль государственной границы, так и примыкающие к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, - развитые туристские районы. К третьей группе субъектов, редко посещаемых, с долей иностранных туристов от общего их числа менее 10% относятся 44 региона. Они занимают внутреннее географическое положение, и четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.

Таким образом, ряд субъектов Российской Федерации характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно в первую очередь для Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей и некоторых других регионов, где международный туризм развивается высокими темпами.

Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала и невысокой долей посещения иностранными туристами (менее 50%). К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская, Свердловская и Челябинская области, Пермский и Краснодарский края, Республика Татарстан. Это не говорит о том, что количество иностранных граждан, принятых и обслуженных в этих регионах, невелико. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного.

В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами . Это характерно для Мурманской, Читинской, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, Республики Карелия, Агинского Бурятского автономного округа, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать, что объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами (создание совместных предприятий, шопинг-туризм, упрощение въезда и выезда и т. д.). Развитие делового туризма дает толчок к развитию "чистого" туризма, расширению предлагаемых услуг, формированию туристской инфраструктуры.

Для северных и северо-восточных регионов России свойственно вполне закономерное сочетание низкого уровня совокупного туристского потенциала и низкой посещаемости иностранными гражданами . Это не означает, что развитие здесь международного туризма невозможно, так как в этих регионах существуют уникальные природные и культурно-исторические объекты, представляющие большой интерес для реализации некоторых видов немассового, но высокодоходного научного и экологического туризма.

Оценка природно-рекреационного потенциала территории (по И.А. Башалханову и Л.Б. Башалхановой). Природно-рекреационный потенциал территории - одна из ведущих предпосылок развития туризма. Всесторонний анализ территорий с высоким природно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании методологии системного порядка, предполагает следующее. Применительно к рекреационным территориям важно выявить ряд ее свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал , природно- и социально-экономическую целостность , востребованность в настоящем и будущем.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. В основу оценки положены следующие положения:

  • высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и проч.);
  • первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;
  • потребность человека в общении с "дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;
  • природные рекреационные ресурсы незаменимы, исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению.

На основе исходных положений разработан методологический подход к оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Климат комфортный или дискомфортный благоприятствует отдыху или ограничивает пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал у территорий с благоприятным климатом, не имеющих ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Один из важных для человека компонентов ландшафта, определяющий качество его отдыха, - вода, как поверхностная, так и подземная. Рекреационная значимость той или иной территории дифференцируется в зависимости от температурного режима открытых водоемов, одного из основных ограничительных факторов, площади их акватории, естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, качественной питьевой и разнообразия минеральных вод.

При оценке достоинств других природных компонентов привлекательность ландшафта учитывалась через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно принималось во внимание: при оценке рельефа - панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и региона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране отдельных видов животных и комплексные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов - их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечены уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, считающиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, оставляющих право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта, имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. Суммарная качественная оценка (в баллах) изменяется в пяти диапазонах: до 50, 51-150, 151-300, 301-600 и более 600, что соответствует вариациям коэффициента привлекательности от очень низкого (0,2) до очень высокого (1,0) и отражает степень существующих различий типичности ландшафта, биоразнообразия, памятников природы и историко-культурного наследия, благоприятности климата и вод для отдыха человека.

В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу (1990), - 4 человеко-дня в год на один гектар площади туристской территории. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период.

2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма

Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Проявляется это в том, что он:

  • вызывает миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;
  • вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные и культурные комплексы и их элементы;
  • комплексно использует природные и культурно-исторические ресурсы;
  • ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным комплексам;
  • удачно сочетается с другими видами природопользования - сельским и лесным хозяйством, рыболовством, горнодобывающей промышленностью, предъявляя при этом требования к природным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;
  • осуществляет воздействие на природу и культуру через потребителя - туриста;
  • характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные и культурные комплексы;
  • как отрасль хозяйства эффективен в экономическом плане: труд работников туризма направлен не на природу и культуру, а прямо на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие "туристские ресурсы" зачастую приравнивалось к понятию "рекреационные ресурсы". Н.П. Крачило дает следующее определение : "Под рекреационными ресурсами следует понимать сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека".[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Многие авторы используют понятие "туристско-рекреационные ресурсы территорий " как "совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории". Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные, видеоэкологические и социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 5 февраля 2007 г.) дается другое по форме, но сходное по смыслу понятие: "Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил".

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, суть которых - объекты туристского интереса, потенциально способные удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений.

Они количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, товар , требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане это - факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы - национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение , отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

Туристские ресурсы обладают рядом общих свойств. Во-первых, они историчны, т. е. могут видоизменяться по мере роста туристских потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристским ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, т. е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, играют организующую роль, способствуя формированию особых туристских пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристских предприятий и систему туристских маршрутов.

Специфическими свойствами туристских ресурсов считаются целостность , динамичность, емкость, по отношению к условиям места постоянного проживания туристов.

Выразительность - взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность - состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

Основные требования, предъявляемые потребителями к туристским ресурсам:

  • использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа);
  • использование культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров);
  • возможность заниматься спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры);
  • любительские занятия (рыбалка, охота).

Существует немало различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь они делятся на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первой группе относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (например, привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания). Косвенные (социально-экономические) ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов. Их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. При этом большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории, усиливающая или, наоборот, снижающая функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены природными и социально-культурными объектами (памятниками истории и культуры, музеями, национальными особенностями и традициями населения, уникальными объектами природы, культуры, промышленности).

Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

  • природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты;
  • культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства;
  • социально-экономические: транспортная доступность территории и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

Популярны классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. В своих работах он выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как "потенциальный туристский капитал"; созданные трудом человека; "дополнительные" ( инфраструктура , экономические удобства).

В отличие от М. Труаси П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. Он подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека, например, архитектура ); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности - обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Туристская территория или акватория - географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах, кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре туристских ресурсов , определяемом как обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Он обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, можно выделить такие виды, как природные лечебные и туристские информационные. Природные лечебные ресурсы предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы - информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма служат туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес - перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов.

Объекты туристского интереса - достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия, и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или сопутствующим целям тура.

Однако чтобы эти объекты реально использовать в целях туризма, необходимы надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат доведение до туриста необходимой информации о данном туристском объекте, достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение ; питание; развлечения.

Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, обычно положительных, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг ( работ ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, обзоре красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм в основной своей направленности предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то покупающий туристские услуги, естественно, планирует или подразумевает получить положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений.

Туристическая инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыхе, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, которая состоит из двух подсистем: социальной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мерой формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и профиля хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территории .

Инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетания исследователи М. Рутинський и А. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг:

По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

Гастрономические(обеспечение туристов питанием);

Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

С удовлетворением познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

Торговых предприятий;

Юридических, банковских и страховых учреждений;

Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб, ОВИР и др..).

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требует эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживания.

Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов. К основным таким учреждениям относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения.

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияет на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов. Туристические потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенного сервиса.

Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - квартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников).

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в., Когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это обусловило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.д.. Для удобства гостиничного бизнеса созданы гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консоциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи имеют соответствующие названия и знаки. Больше интегрированных цепей находится в США, а в Европе - во Франции.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель может сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршруту.

В туристической инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дорог.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт, удобный в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная дорога уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотоков.

На современном этапе железные дороги функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них - Транссибирская (Москва - Владивосток) - 9332 км, Трансазиатская (Стамбул - Тегеран - Дели - Дакка - Ситтачонг) - свыше 7 тыс. км; Трансканадская (Принс - Эдмонтон - Квебек) - 4,9 тыс. км; Трансамериканская (Сан-Паулу - Ла-Пас - Антофага-ста) - более 3 тыс. км и др..

Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассажиропотоков должен развиваться по следующим направлениям:

Прокладка высокоскоростных магистралей;

Повышение комфортности вагономест к гостиничному уровню;

Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте.

Введение Супербыстрых поездов с повышенной комфортности является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного туриста-путешественника. Первый такой поезд - шинксансен (шар-поезд) построено в Японии (1964 г.).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добротной дорогами, очень весома. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, мастерских по их ремонту, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г. в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество увеличилось почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км, Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км, Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. . км, Германии-656, 0, в том числе автострад 11,1 тыс. км,

Автобусный туризм, в частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX в. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Еиrolines"), которое объединило 33 европейские страны. После подписания Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составил 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами Европы. Автобусные туры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия.

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий.

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг.

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отдых, спрос на который постоянно растет. Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является Суэцкий (длиной 161 км), Панамский (82 км) и Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн Атлантического океана приходится более 3/5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна Тихого океана.

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс аэропортов. Самыми популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские "Delta Airlines", "Pan American", "United", французский "Air France", немецкий "Lufthansa", британскую "British Airways" и др..

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят с помощью:

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний, бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

Организации чартерных рейсов для туристических перевозок .

Туристская инфраструктура

В экономической литературе существуют различные определения понятия инфраструктуры. Так, Большая советская энциклопедия содержит развернутую статью, в которой появление термина "инфраструктура" (от лат. infra -- ниже, под и structura -- строение, расположение) в экономической науке относится к концу 40-х гг. 20 в. Данный термин был применен для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Более четко обслуживающий, подчиненный системе более высокого уровня смысл анализируемого понятия - следует из определения, данного в Экономическом словаре: "инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения, товаров, а также жизнедеятельности людей".

Инфраструктура взаимосвязана и взаимодействует, исходя из интересов субъектов рыночных отношений, и формирует при этом предпосылки для воспроизводственного процесса. Взаимодействие рынков осуществляется саморегулируемым механизмом отношений и регулирующим вмешательством государства. Инфраструктура формируется как открытая система, реагирующая на внутреннюю и внешнюю социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков, и функционирования субъектов экономических отношений находятся в зависимости от состояния экономического пространства, зависящее от характера и структуры производства, емкости и качества потребления внутри субъекта экономики.

Инфраструктура, обеспечивающая целостное функционирование экономической системы отличается от инфраструктуры, способствующей развитию экономики, что позволяет выйти на "новое качество" экономического роста в воспроизводственном аспекте в современных условиях. Конкретная экономическая система может обладать более или менее развитой инфраструктурой, обеспечивающей ее функционирование, но не иметь инфраструктуры, способствующей развитию самой экономической системы.

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.д. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов. В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 4.1). В России на основе указанной классификации разработан Государственный стандарт «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.

Таблица 4.1. Стандартная классификация средств размещения туристов

Коллективные средства размещения туристов

Гостиницы и аналогичные средства размещения

  • 1. Гостиницы
  • 2. Аналогичные заведения

Специализированные

заведения

  • 1. Оздоровительные заведения
  • 2. Лагеря труда и отдыха
  • 3. Общественные средства транспорта
  • 4. Конгресс-центры

Прочие коллективные заведения

  • 1. Жилища, предназначенные для отдыха
  • 2. Кемпинги
  • 3. Прочее

Индивидуальные средства размещения туристов

Индивидуальные средства размещения

  • 1. Собственные жилища
  • 2. Арендуемые комнаты
  • 3. Арендуемые жилища
  • 4. Размещение у родственников и знакомых
  • 5. Прочее

По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей услугой является предоставление размещения, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Отельлюкс: 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребители - руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.

Отель высокого класса: 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребители - бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.

Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современную технологию и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе за счет сокращения рабочей силы и автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребители - бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия как в полностью меблированной квартире.

Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30 % ниже средней по региону, из-за чего пользуется спросом; потребители - экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, без питания.

По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом? (звезда). Число звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудования гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой ВТО, существенно различаются.

В различных странах мира для обозначения категорийно-сти гостиниц и других средств размещения применяется ряд символов - от звезд во Франции и России до корон в Англии.

Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц пока не увенчались успехом.

Классификация гостиниц по разрядам производится в зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов. Оплата номеров и других услуг зависит от разрядности. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно разделить на две группы:

0 «европейская» система на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного числа звезд - от 1 до 5);

о «балльная», или индийская, система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

Количеству звезд европейской гостиницы соответствует определенный термин в американском варианте классификации:

Европейская классификация Американская классификация

  • ***** Super deluxe
  • * * * * Deluxe
  • * * * Expensive
  • * * Moderate
  • ? Inexpensive

Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) - 4-5 звезд; туристский класс (средний) - 2-3 звезды; экономический класс - 1 -2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристики здания, подъездных путей; развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.

По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей и уборку) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Категорийность гостиницы должна быть указана на бланке туристской путевки ТУР 1, там же указывается и вид размещения: одноместный номер-ОД Н (SGL); двухместный -ДВМ (DBL); трехместный - TPM (TRP); четырехместный - ЧТМ (QUATR) и т.д.

Различают бол ьш и е и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать малой гостиницу с числом номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малой должна считаться гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. Малые гостиницы, как правило, независимые, не входящие в гостиничные цепи.

В организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились две основные модели.

Первая модель связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Основная ставка в этих гостиницах делается на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, «Палас-отель» в Москве). В настоящее время модель Ритца переживает кризис: за последние 25 лет с мирового рынка гостиничных услуг сошло более 2 млн гостиничных номеров в стиле «палас».

Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кемонса Уилсона (цепь гостиниц «Холлидей Инн»). В этой модели делается ставка на гибкость в удовлетворении потребностей клиента (независимо от того, в какой стране находится гостиница) в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеру. Основные требования к гостиничной цепи сводятся к следующему: единство стиля (архитектура, интерьер); единство обозначений и внешней информации; просторный и функциональный холл; быстрота регистрации клиентов; номера, предусмотренные для постоянных клиентов; завтрак «шведский стол»; наличие конференц-холла; гибкая система тарифов; единое управление, маркетинг и служба коммуникаций. Под контролем гостиничных цепей,

построенных по второй модели, находится более 50 % гостиничных номеров в мире. Такие цепи являются по сути финансово-экономическими империями, управляемыми одним собственником - головным холдингом.

Существует итретья модель организации - так называемые добровольные гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels» и др.). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг независимо от страны нахождения. Гостиницы - члены цепи платят взносы в единый фонд, который расходуется на объединенную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта и т.д. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. По сути эти цепи представляют собой что-то вроде ассоциации гостиниц, объединенных единым договором.

Организация питания. В зависимости от типа гостиницы, ее назначения и класса заявленная стоимость проживания может включать или не включать питание. В туристской практике выделяют специальные планы, касающиеся питания туристов в гостиницах:

о европейский план (European Plan, ЕР) - питание туристов не включено в стоимость проживания. Этот план особенно широко распространен в США и большинстве крупных городов мира;

0 континентальный план (Continental Plan, CP) - стоимость проживания включает легкий «континентальный» завтрак, состоящий из кофе, булочек, масла, джема и т.д.; о бермудский план (Bermuda Plan, BP) - стоимость проживания включает полный «американский» завтрак в гостинице. Все остальные трапезы не включены; о модифицированный американский план (Modified American Plan, MAP) - стоимость проживания включает завтрак, «континентальный» (в Европе) или полный, и еще одну трапезу, как правило, ужин . Этот план широко распространен на курортах Багамских и Бермудских островов, Карибского бассейна и Мексики. В Европе этот план обычно называют полупансионом;

о американский план (American Plan, АР) - стоимость проживания включает завтрак, обед и ужин. В Европе этот план также называют полным пансионом. Полный пансион распространен на круизных судах, в «деревнях» и аналогичных курортах.

Как правило, бермудский и модифицированный американский планы предлагаются на популярных курортах. Европейский план чаще используется в гостиницах, рассчитанных в основном на транзитных пассажиров и деловых людей. В некоторых гостиницах на проживающих по модифицированному американскому плану распространяются определенные ограничения в выборе блюд из меню. За экзотические или дорогостоящие блюда, например омаров, приходится доплачивать.

В табл. 4.2 приводятся различные варианты организации питания при отелях и их международные обозначения.

При организации питания используются различные формы обслуживания:

  • 0 «табльдот» (общий стол) предполагает накрытие в залах ресторана больших столов, сервированных приборами, количество которых соответствует числу постояльцев;
  • 0 «шведский стол» предполагает самообслуживание и не ограничивает количество потребляемых блюд. Данный тип питания характерен для пляжного отдыха;
  • 0 «меню а-ля карт» предполагает ограниченное количество блюд, турист имеет возможность только прочитать их названия, но не может видеть их воочию, при этом нельзя заказать добавку или изменить заказ. Обслуживание организовано официантами. Такой тип организации питания характерен для городских отелей или дорогих высококлассных пляжных отелей.

Таблица 4.2. Варианты организации питания

Окончание табл. 4.2

Размещение и 3-разовое питание (завтрак + обед + ужин)

FB (полный пансион)

Бесконечно много разных блюд, почти неограниченные сроки организации приема пищи - стоимость данной услуги включена в стоимость тура

All inclusive (AI - все включено)

Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течение светового дня (до 24.00 час)

Ultra all inclusive (UAI - ультра все включено)

Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки иностранного производства в течение светового дня (до 24.00 час)

Extra all inclusive

(EAI - экстра все включено)

Предусмотрены также и варианты замены при организации питания:

о «сухой паек» (пикник) - компенсация пропущенного завтрака (обеда, ужина). Замена производится по предварительному заказу. Причины пропуска могут быть самыми разными, чаще всего это внеплановая поездка, дополнительная экскурсия и т.д.;

  • 0 «холодный ужин» - готовится по тем же причинам, что и сухой паек, но предполагает приезд туристов после окончания планового ужина и представляет из себя сервированный стол со всеми блюдами, присутствовавшими на плановом ужине, кроме горячих;
  • 0 перенос обеда или ужина на другой день также производится по предварительному согласованию.

Существуют также три основные разновидности завтраков:

0 «континентальный» состоит преимущественно из булочки и кофе (чая) и характерен для городских отелей и мотелей;

о «европейский» с большим разнообразием блюд и неограниченным их количеством, характерен для Великобритании и стран Америки;

о «мини-бар», когда в качестве дополнительной услуги в отелях начиная с 3 звезд предполагается использование внутриномер-ного бара.

Модели гостеприимства. В мировой практике существует четыре модели гостеприимства .

Европейская модель представляет гостеприимство «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок - наиболее распространенный и развитый. Отличительные черты европейского гостеприимства:

  • 0 отели стремятся к сокращению номерного фонда, что усиливает индивидуализацию обслуживания клиентов;
  • 0 главное достоинство отелей - не в роскоши, а в изысканных и стильных интерьерах, высокой репутации и известности, высококлассном обслуживании;
  • 0 наиболее дорогие отели расположены в уникальных местах и зданиях, в исторических центрах городов;
  • 0 дорогие отели сохраняют и поддерживают традиции в отношениях с постояльцами;
  • 0 автоматизация европейских отелей не заменяет личностных отношений с постояльцами;
  • 0 сильнее чем где бы то ни было в Европе выражена гостиничная сегрегация, которая приводит к тому, что постоялец дорогого отеля никогда не столкнется в холле с постояльцем другого социального статуса;
  • 0 в то же время европейский гостиничный рынок отличает ди-версифицированность предложения - от дешевых придорожных гостиниц до крайне дорогих элитных отелей.

Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительные черты азиатских отелей класса люкс:

  • 0 наиболее удачное месторасположение;
  • 0 большая площадь номеров и общественных помещений;
  • 0 большая вместимость;

о роскошь и богатство интерьеров и особенно экстерьеров;

о невысокая (по сравнению с Европой) стоимость и доступность услуг;

о возможность пользования разнообразной инфраструктурой и дополнительными услугами;

о широкое распространение систем обслуживания «АН inclusive» и «Ultra all inclusive».

Американская модель гостеприимства имеет черты как европейской модели, так и азиатской. Так, в центрах крупнейших американских городов распространены отели класса люкс, отвечающие требованиям типичных европейских гостиниц (стиль, небольшие размеры, индивидуальное обслуживание). В то же время основные курорты и туристские центры страны застроены отелями, внешне и внутренне напоминающими азиатские (их отличают большая вместимость, роскошь, развитая инфраструктура).

Восточноевропейская модель гостеприимства выделяется по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии.

  • Кусков Л. С., Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: туризм. М., 2004; Арзуманян Э.А. Гостиничный и ресторанный сервис. Саратов, 2000.
  • Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. Ростов-н/Д, 2005.