Прямые, транзитные и составные рейсы. Что такое рейс, виды рейсов Составной или стыковочный рейс на самолет

Все авиакомпании мира совершают перелеты по разным городам и странам на рейсах внутреннего и международного направления. Долететь до пункта назначения можно с пересадками или напрямую, без транзитных остановок. Чтобы в точности определиться, на какой рейс купить билет для авиаперелета, рекомендуем изучить все виды авиарейсов и их особенности, что позволит сделать правильный выбор при планировании предстоящего путешествия.

Какие бывают рейсы на самолет

Билет в одно и то же направление на самолетах разных рейсов может существенно отличаться по цене. Например, для экономии средств многие туристы продумывают маршруты с пересадками. А чтобы быстро добраться до пункта назначения и не испытывать трудностей с пересадками, приобретаются билеты на прямые рейсы.

Все рейсы авиационных компаний подразделяются на четыре вида:

  1. Прямой (регулярный) рейс без пересадок.
  2. Чартерный рейс.
  3. Транзитный рейс, также называемый трансферным.
  4. Стыковочный или составной.

Прямые авиарейсы

Прямые регулярные авиарейсы предусматривают перелет из пункта отправки в пункт прибытия без промежуточных остановок и пересадок. Самолеты отправляются по расписанию и прибывают в точно установленное время. Задержки отправки случаются только по причине форс-мажорных ситуаций.

Преимущества прямого рейса:

  • отсутствие пересадок;
  • сокращенное время в пути.

Недостаток прямого авиарейса: высокая стоимость билета.

Чартерный рейс

Чартер следует по прямому маршруту, не предусматривает пересадок в пути. Но в отличие от прямого регулярного такой лайнер вылетает не по расписанию, а в свободные «окна» регулярных авиарейсов.

Чартер – зафрахтованный самолет, следующий по направлению, объявленному заказчиком услуги авиаперелета. Как правило, такие рейсы часто арендуют туристические компании, заинтересованные в продаже туров по миру. На чартерном рейсе путешественники могут добраться до выбранного курорта напрямую, без пересадок, с экономией денег на билет.

Преимущества:

  • дешевые билеты;
  • возможность долететь без пересадок до любой точки мира, куда могут не добираться регулярные авиарейсы.

Недостатки:

  • сложности с покупкой билетов; как правило, их продают вместе с туристической путевкой;
  • вылет совершается не по расписанию и часто это время выпадает на поздние ночные и ранние утренние часы.

Транзитные или трансферные рейсы

Перелеты с пересадками в промежуточных аэропортах называют или трансферными. Такие маршруты могут предполагать перелет на самолетах одной авиакомпании или нескольких.

Трансферные рейсы очень популярны, что обусловлено рядом преимуществ:

  • правильно распланированный маршрут позволяет добраться до любого аэропорта мира, куда могут не долетать регулярные рейсы без пересадок;
  • можно сэкономить бюджет на билетах, приобретенных для транзитного перелета;
  • если авиаперелет осуществляется на самолетах одной авиакомпании, пассажиру не придется проходить повторные предполетные процедуры в промежуточном аэропорту.

Недостаток транзитных (трансферных) авиарейсов:

  • сложности с пересадкой, возникающие у путешественников, запланировавших перелет на самолетах разных авиакомпаний;
  • по причине задержки вылета первого самолета есть риски опоздания на рейс второго лайнера.

Другие полезные статьи по теме:

Составной или стыковочный рейс на самолет

Авиаперелеты с пересадками на самолеты разных авиакомпаний называют или составными. Они аналогичны транзитным рейсам, но имеют характерные отличия. При стыковочном маршруте пассажиру приходится повторно проходить регистрацию на рейс и другие предполетные процедуры.

Пересадки могут проходить в другом аэропорту, добраться до которого нужно без опозданий. Чтобы составной перелет прошел успешно, пассажиру нужно правильно распланировать время для стыковочной пересадки в промежуточном аэропорту.

К преимуществам стыковочного рейса можно отнести экономию расходов на билеты. Правильно распланированное путешествие позволит пассажиру неплохо сэкономить личный бюджет.

Также стыковочные рейсы позволяют быстро добираться до курортных городов, куда могут не отправляться самолеты регулярных маршрутов.

Стоповер

Путешественники, планирующие авиаперелет с транзитными или стыковочными пересадками, нередко сталкиваются с термином стоповер.

Билеты со стоповером предполагают длительный промежуток времени между пересадками на второй самолет – от 24 часов и более. При такой остановке пассажиру приходится долгое время прибывать в транзитной стране, что можно использовать в свою пользу.

С запасом по времени в 24 часа и более до следующего рейса турист может прогуляться по достопримечательным местам города, зайти в гости к старым знакомым или просто отдохнуть в комфортабельных залах отдыха аэропорта ( , ) или гостиницах.

Приобретая билет на самолет по внутренним или международным направлениям, заранее определитесь, какой вид рейса наиболее подойдет по вашему запросу и предпочтениям. Для экономии средств выбирайте стыковочные или транзитные перелеты.

Для своевременного прибытия в выбранный город для деловых встреч и по рабочим вопросам лучше отдать предпочтение прямым регулярным рейсам, осуществляющим перелет по расписанию и без опозданий.

Желаете совместить перелет с посещением достопримечательностей в другой стране? Покупайте билеты со стоповером!

Как ранее отмечалось, продукция морского транспорта - это перемещение грузов и пассажиров, обусловленные общественной необходимостью. Процесс перемещения - циклический и для транспортного судна состоит из отдельных рейсов. Рейс - законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов и пассажиров между заданными портами. Рейс - важнейший объект организации, нормирования и анализа работы флота компании. Начало рейса - момент окончания грузовых работ и оформления грузовых документов по предыдущему рейсу; конец рейса -момент фактического окончания выгрузки и оформления грузовых документов данного рейса. Балластные переходы присоединяются к транспортным циклам, их обусловившим. Таким образом, из времени использования судна для перевозок исключается (кроме периода вывода судна из эксплуатации) «межрейсовое» время. Необходимые перерывы между рейсами (освидетельствования, ремонты) осуществляются в соответствии с планами-графиками на основании указания компании о выводе судна из эксплуатации. Рейс судна, то есть осуществление морской перевозки груза, можно рассматривать как совокупность технологических процессов, состоящих из отдельных рабочих процессов судна и портов, которые складываются, в свою очередь, из ряда операций (рис.6.1.). Для портов этот процесс рассмотрен в главе 5.


Рис.6.1. Рейс как совокупность рабочих процессов судна и порта.

Технологический процесс работы морского судна состоит из следующих основных операций и приемов:

· подача под погрузку - установление сроков постановки под погрузку в соответствии с планом перевозок, графиком движения судов и информацией порта о фактическом наличии грузов или сроков их поступлениях, оформление прихода, маневрирование на акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;

· стоянка в порту под погрузкой - подготовка грузовых помещений и люков к приему груза, проверка транспортабельности грузов на предмет возможности приема к морской перевозке, работа грузовыми средствами судна, размещение и штивка груза в трюмах, крепление грузов, закрытие трюмов, оформление грузовых документов;

· подготовка к выходу в рейс - определение наиболее выгодных и безопасных путей следования судна, прием топлива, пресной воды, снабжение материалами, запчастями, инвентарем, продовольствием, оформление документов на отход судна из порта;

· выход из порта - подготовка к отшвартовке (буксировке), отшвартовка, отход от причала с помощью буксиров, маневрирование на акватории порта, выход из порта;

· плавание (движение) судна - включает все операции по управлению судном во время плавания. Последующие рабочие процессы - вход судна в порты выгрузки и стоянка в этих портах под выгрузкой включают операции и приемы аналогичные рассмотренным выше, которые выполняются при стоянке судна под погрузкой и выходе из порта.

К операциям, в совокупности составляющим рабочие процессы и технологический процесс работы судна, можно отнести: вход судна в порт погрузки, стоянку судна под погрузкой, движение судна в море (плавание), вход в порт выгрузки, стоянку под выгрузкой, выход из порта после выгрузки. Некоторые из указанных операций могут отсутствовать или совмещаться с другими. Возможности такого совмещения обычно учитывают при технико-экономическом нормировании технологического процесса работы судна.

Напомним, что технологический процесс работы порта складывается из таких рабочих процессов:

· прием грузов к перевозке;

· подготовка порта к приему судов;

· погрузка судов;

· подготовка порта к отходам судов;

· обеспечение отходов.

Последующие рабочие процессы: подготовка порта к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов, сдача их получателю включают аналогичные операции, что и при приеме грузов от отправителя. Суда и порты непосредственно взаимодействуют в начальной и конечной фазах транспортного процесса. Здесь кроются важнейшие резервы улучшения процесса перевозки. Следует стремиться объединять операции из технологи-ческого процесса работы судов и технологического процесса работы портов (например, операции по подготовке порта к отходу судна с операциями по подготовке судна к рейсу).

Необходимо максимально сокращать число операций в рабочих процессах морских портов, а также число несовмещенных операций в рабочих процессах судов. Для этого следует:

· развивать прямой вариант перевалки грузов (отсутствуют операции складирования и хранения груза);

· развивать контейнерные и пакетные перевозки (исключаются приемы по взвешиванию, маркировке грузов, формированию подъемов);

· развивать линейное судоходство (обеспечиваются строгая регламентация процессов по времени и их лучшая согласованность);

· добиваться максимального совмещения всех вспомогательных операций в работе судов и портов.

Продолжительность рейса судна () - важнейший эксплуатационный показатель работы морского транспорта, включает в себя ходовое () и стояночное () время судна:

Время рейса измеряется в сутках или часах.

Ходовое время судна слагается из чистого ходового времени (t чист.х), когда судно движется полным ходом (в грузу или балласте) и времени движения судна с ограниченной скоростью () при маневрах в портах, прохождении каналов и узкостей, плавании во льдах и т.п. и зависит от скорости хода судна (V) и расстояния перевозки (L):

.

Чистое ходовое время определяют делением кратчайшего расстояния, проходимого судном без длины участов движения судна с ограниченной скоростью () на техническую скорость хода, скорректированную в соответствии с установленными судоходными компаниями нормативами снижения скорости (ΔV).

.

Время движения судна с ограниченной скоростью рассчитывают в соответствии с нормативами по формуле:

Стояночное время судна слагается из времени грузовых операций () и дополнительного времени () и зависит от количества погруженного или выгруженного груза (Q), размера судна, числа и размеров грузовых помещений, производительности судового и берегового грузового оборудования, степени комплексной механизации и организации обработки судна.

.

Дополнительное время может включать в себя как вспомогательные операции (), так и время простоев судна по метеорологическим () и производственным () причинам (например, ожидания постановки судна к причалу, ожидания груза, неисправности механизмов):

.

Грузовые и вспомогательные операции нормируются по времени. Время на их производство можно планировать. Так, время стоянки судна под грузовыми операциями можно рассчитать по формуле:

где: М - нормы грузовых работ (нормы погрузки - М п и выгрузки - М в).

Нормы грузовых работ - договорные или нормативные условия, определяющие количество едениц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за единицу времени (обычно час, смену или сутки). Могут быть установлены в целом для судна или на каждый его рабочий люк.

Работы по вспомогательным операциям судна совмещаются с процессом грузовых операций за исключением случаев, когда это совмещение противоречит правилам техники безопасности или невозможно по технологическим причинам, а также в случае необходимости полного или частичного прекращения грузовых операций для подготовки грузовых помещений судна (дезинфекция, дератизация, дегазация, фумигация).

К вспомогательным операциям судна относятся: перестановка от одного причала к другому; перетяжка вдоль причала; зачистка грузовых помещений; открытие и закрытие грузовых люков; осмотр и прием судов различными инспекциями перед погрузкой или выгрузкой грузов; определение и уничтожение девиации и радиодевиации; оформление грузовых документов; оформление прихода и отхода судна портом и таможней; снабжение судна топливом, водой, провизией, запасными частями. Время стоянки под вспомогательными операциями зависит от наличия баз снабжения, бункерных баз, технических возможностей порта и пр.

Простои по метеопричинам можно предполагать по климатическим справочным данным: повторяемость дождей, сильных ветров, наличием приливо-отливных явлений и пр.

Простои по производственным причинам не планируются, но их можно предполагать по опыту работы других судов в данном порту или портах данной страны.

На морском транспорте различают рейсы:

· простые;

· сложные;

· круговые.

Простой рейс - перевозка грузов между двумя портами.

Продолжительность простого рейса (рис.6.2) складывается из стояночного времени судна в порту погрузки (), времени пути между портами () и стояночного времени судна в порту выгрузки ():

.

На рис.6.2. показан также балластный переход судна в новый порт загрузки и его элементы: скорость судна в балласте - , расстояние между портами В и С - и время плавания - .

Рис. 6.2. Схема простого рейса.

Итак, за простой рейс судно перевозит Q т. груза на расстояние L миль. Оно затрачивыет суток времени, получает за работу F американских долларов дохода и несет расходы в сумме R американских долларов. Рейс обычно нормируется по времени, количеству транспортной продукции (в натуральных или финансовых показателях) и расходам.

Сложный рейс - судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых его частично загружают или разгружают. Продолжительность рейса определяется суммированием времени погрузки и выгрузки в портах, времени перехода между ними и времени на подготовку нового рейса (рис.6.3):

где: - время стоянок судна в портах, необходимое для проведения грузовых и вспомогательных операций, связанных с отходом;

Ходовое время в пути между портами;

Время стоянок судна в портах, необходимое для проведения грузовых и вспомогательных операций, связанных с приходом.

Общее расчетное выражение для времени сложного рейса имеет вид:

где: n – количество переходов судна между портами за рейс;

m – количество погрузок судна за рейс;

p – количество выгрузок судна за рейс.


Перед покупкой авиабилета можно увидеть, что продаются то прямые рейсы, то рейсы с пересадкой. У тех кто летит в первый раз возникают много вопросов по этому поводу. Какой авиабилет лучше и дешевле? Как купить прямой рейс?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно подробно описать все рейсы которые существуют. Их всего четыре:

1. Прямой рейс

2. Транзитный рейс (с пересадкой)

3. Составной рейс

4. Чартерный рейс

Прямой рейс

Прямой рейс – это рейс бес пересадки, когда самолет летит напрямую из города вылета в город прилета. Как правило, прямой рейс дороже, чем транзитный с пересадкой, однако время перелета значительно меньше, чем если лететь транзитным авиапейсом, так как он летит напрямую.

Иногда бывают так называемые чартерные рейсы, они всегда прямые, однако, их стоимость ниже, чем даже у транзитных авиарейсов.

Транзитный рейс

Транзитные авиарейсы – это рейсы с пересадками, обычно пересадок не более 2. Эти рейсы сегодня самые популярные, особенно если лететь на очень большие расстояния.

Транзитные рейсы немного дешевле прямых. Авиакомпании сначала собирают всех пассажиров в одном месте из разных городов, и потом пересаживают всех на один большой самолет. Таким образом, авиакомпании экономят деньги, и это сказывается на . Время пересадки чаще всего занимает от 3 часов до суток, иногда бывает всего 1 час или наоборот, двое суток.

При транзитном перелете, пассажиру не надо проходит повторно паспортный контроль, пассажир в это время будет находиться в специальной транзитной зоне аэропорта.

Во время пересадки при транзитном авиарейсе багаж пассажиру не возвращают. Багаж во время пересадки перемещают из самолета в самолет.

Если первый самолет на котором Вы летите опаздывает, то второй всегда дождется первый самолет, и Вы благополучно долетите до конечного города. В этом случае авиакомпании или дождутся Ваш первый самолет, или перенесут второй вылет на более поздний срок.

При покупке авиарейса всегда уточняйте, сколько пересадок и сколько времени находится в транзитной зоне при каждой пересадки. Также в поисковике можно поставить галочку и искать только прямые рейсы, если галочку не поставить, то поисковик будет искать как прямые, так и транзитные авиарейсы. Вся информация о том, .

Составной рейс

Составной рейс — это авиарейс, который составляют разные авиакомпании. Составной рейс можно найти используя поисковик авиабилетов, тогда он будет похож на обычный транзитный авиарейс, но лететь Вы будете разными авиакомпаниями.

Составной рейс Вы можете спланировать самостоятельно, сначала купить авиабилет у одной авиакомпании, и перелететь в одно место, а потом сесть на второй авиарейс другой авиакомпании и долететь до конечного пункта перелета. В этом случае нужно все хорошо спланировать и необходимо будет дважды или даже трижды проходить паспортный контроль, получать багаж и выходить из транзитной зоны. Также необходимо будет виза и загранпаспорт, если промежуточный пункт – другая страна, где требуется виза.

Чартерный рейс

Чартерные рейсы – это рейсы вне расписания аэропорта и заказываются отдельно, например туроператорами. То есть это аренда самолета у авиакомпании, например туроператором. Стоимость чартерного рейса значительно ниже, чем даже у транзитных авиарейсов.

Билеты на чартерные рейсы не продаются в авиакассах, узнайте . Юридически чартерный авиабилет — это договор пассажира с заказчиком самолета, а не с авиакомпанией.

Из всего описанного выше авиапассажирам и путешественникам можно дать следующие советы и рекомендации

1. Перед покупкой всегда уточняйте, какой вы покупаете авиарейс, прямой или транзитный. В поисковике есть галочка, позволяющая фильтровать прямые и транзитные рейсы.

2. Если вы покупаете транзитный авиарейс, уточняйте, сколько предстоит пересадок и сколько времени длится каждая пересадка

3. Вы можете спланировать свой составной рейс. Перелетев сначала в город на пути следования, а потом улетев в конечный пункт перелета. В этом случае Вам придется дважды проходить паспортный контроль и оформлять багаж. Так же внимательно планируйте составные рейсы, чтобы например не опоздать на второй самолет.

4. Чартерные рейсы в авиакассах не продаются, их только заказывают туроператоры, ну или работодатели и другие крупные компании.

Надеюсь, данная статья дала Вам полезную информацию о типах авиарейсов, и помогла спланировать Ваш будущий авиаперелет.

При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т.д. Эти организации могут фрахтовать воздушные суда для:

  • - осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;
  • - болельщиков в места проведения спортивных мероприятий;
  • - молодежи и школьников с целью реализации экскурсионно-развлекательных программ;
  • - верующих в центры паломничества;
  • - конгрессменов на проведение съездов и конференций и т.д.

В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п. Заказчиком.чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам. Блок-чартер не всегда выгоден авиакомпаниям, поскольку продажа авиабилетов в этом случае идет по более низкой цене, чем обычно. Однако в разгар сезона, когда спрос на билеты высок, перевозчики стараются не отказывать турфирмам в такой услуге.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму-кон-солидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь.

При разовом чартере самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.

Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «тудаобратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.

Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).

Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4 5 мес. с частотой рейсов 1 2 раза в неделю, реже один раз в 1014 дней.

После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.

При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т.д. Эти организации могут фрахтовать воздушные суда для:
- осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;
- болельщиков в места проведения спортивных мероприятий;
- молодежи и школьников с целью реализации экскурсион-но-развлекательных программ;
- верующих в центры паломничества;
-конгрессменов на проведение съездов и конференций и т.д. В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п. Заказчиком.чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.
Блок-чартер не всегда выгоден авиакомпаниям, поскольку продажа авиабилетов в этом случае идет по более низкой цене, чем обычно. Однако в разгар сезона, когда спрос на билеты высок, перевозчики стараются не отказывать турфирмам в такой услуге.


Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму-кон-солидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.
В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь.
При разовом чартере самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.
Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «тудаобратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.
Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).
Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4 5 мес. с частотой рейсов 1 2 раза в неделю, реже один раз в 1014 дней.
После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.


9.2. Договор на чартерную перевозку

Реализация чартерной программы начинается с заключения договора между фрахтователем воздушного судна и перевозчиком. Контракт-договор чартера является основным правовым документом, регулирующим данный вид перевозки.

По договору чартера одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или иных целей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор на авиачартер относится к договорам аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды (фрахтование на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение или пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Договор на аренду транспортного средства с экипажем предполагает наложение ряда обязанностей на обе стороны. В частности, арендодатель обязан поддерживать в надлежащем состоянии сданное в аренду транспортное средство, осуществлять его текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые принадлежности (ст. 634 ГК РФ). Услуги, предоставляемые арендодателем по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (ст. 635 ГК РФ).
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.
Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель (ст. 635 ГК РФ).
Обязанности арендатора предусматривают возложение на него расходов, возникающих в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходов на оплату топлива и других расходуемых при эксплуатации материалов и оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст. 636 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
В соответствии со ст. 638 ГК РФ арендатор имеет право без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в аренду. В рамках осуществления коммерческой эксплуатации он также вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать договоры перевозки с третьими лицами, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены назначению транспортного средства. При этом заказчик несет полную ответственность за все действия или упущения третьих лиц, с которыми он заключил договоренность по использованию воздушного судна, предоставленного ему арендодателем.
В случае гибели или повреждения транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ).
Согласно ст. 633 ГК РФ договор на авиачартерную перевозку должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока, в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у заказчика, а другой у исполнителя.
При этом содержание договора не должно противоречить положениям международных конвенций при осуществлении международных перевозок и положениям Воздушного кодекса РФ при реализации внутренних перевозок.


Основные сведения, которые должны быть отражены в контракт-договоре чартера.
1. Конкретные условия перевозки.
Они предполагают указание цели перевозки; типа воздушного судна, выделяемого для перевозки; места отправления и назначения; даты вылета рейса; максимальной коммерческой загрузки чартера количества пассажиров и багажа.
Если выполняется разовый чартер, то в договоре указываются конкретные даты вылета воздушного судна при осуществлении доставки туристов в пункт назначения и обратно. В случае «тайм-чартера» указывается период времени, на который фрахтуется самолет, а также маршрут, по которому будут выполняться полеты. Если выполняется чартерная цепочка, то в договоре указывается общее количество рейсов и даты выполнения каждого из них. График полетов должен быть представлен в договоре в виде приложения к нему.
2. Стоимость перевозки. В договоре указывается полная стоимость чартерной перевозки, в том числе определяется стоимость-нетто (чистая стоимость, получаемая перевозчиком) и стоимость-брутто (в нее включены комиссионные, аэропортовые и другие сборы, оплата которых должна производиться заказчиком).

Основными факторами, определяющими стоимость чартера в целом, являются: цена топлива, стоимость летного часа данного типа самолета, расходы на техническое и аэропортовое обслуживание, стоимость бортового питания, а также форма организации чартерного рейса (разовый «туда», разовый «туда и обратно», рейс с отстоем, чартерная цепь, блок-чартер). Если планируется «тайм-чартер», то в перечисленный список будут включаться расходы на стоянку самолета в аэропорту назначения и на содержание и размещение экипажа. Если организуется чартерная цепь, то цена ее будет в значительной степени зависеть от общего количества рейсов. Если для перевозки продается только часть мест в самолете, стоимость будет рассчитываться исходя из конкретного количества мест в блоке так называемого «блок-чартерного тарифа». Блок-чартерные тарифы одни из самых низких, устанавливаются в каждом конкретном случае конфиденциально для каждой конкретной фирмы и часто зависят от количества пассажиров, входящих в перевозимую группу.
Помимо этого, существует целый ряд других факторов, влияющих на цену чартерного рейса: маршрут перевозки, который выбрал заказчик; срочность перевозки; сезон; время суток; насыщенность регулярных авиалиний; пассажирский рынок страны; наличие и количество конкурентов на направлении; величина нормальных и льготных тарифов и др. Немалую роль играет и планируемая авиакомпанией прибыль, которая в среднем составляет 15 20 % (а вообще может колебаться от 5 до 50 %). Цена чартера является коммерческой тайной, известной лишь арендодателю и заказчику, заключившим соглашение на осуществление данного вида перевозки.
Сначала цену чартерного рейса определяет авиакомпания, затем она согласовывает ее с заказчиком, и после достижения консенсуса цена вносится в договор. Устанавливаются валюта платежа и порядок внесения денег. Обычно при подписании контракта заказчик должен внести депозит в размере определенного процента от суммы платежа-брутто.
Оплату разовых рейсов заказчик осуществляет полностью, как правило, за несколько дней до вылета (5 7 дней). При чартерных цепочках сначала обычно оплачивается последний рейс как условие, гарантирующее возврат туристов, а затем по мере выполнения чартерного соглашения консолидатор регулярно перечисляет деньги за каждый предстоящий рейс. На практике могут встречаться и несколько иные схемы взаиморасчетов.
3. Права и обязанности перевозчика и заказчика. Согласно дого
вору перевозчик берет на себя выполнение всех формальностей, свя
занных с производством полетов.
К ним относятся:
- иммиграционные, таможенные, пограничные, карантинные формальности;
- получение разрешений на пролет над теми или иными территориями;
- получение разрешений авиационных властей на выполнение чартерной перевозки;
- оформление чартерных билетов и других перевозочных документов;
- оперативное информирование заказчика об отклонении от графика полетов и текущем состоянии воздушного судна.
В интересах обеспечения безопасности полетов перевозчик имеет право переносить или отменять вылет; уменьшать допустимую коммерческую загрузку судна; совершать в течение полета посадки, делать остановки, изменять маршрут или прекращать полет. В последнем случае перевозчик обязан возвратить заказчику часть стоимости перевозки, соответствующую ее невыполненной части.
В обязанности заказчика входит:
- своевременное (не позднее 2 рабочих дней до вылета) предоставление исполнителю списков пассажиров;
- обеспечение своевременной доставки пассажиров и багажа в аэропорт отправления с учетом времени, необходимого для прохождения административных формальностей;
- обеспечение пассажиров необходимыми документами на выезд в страну назначения или транзита (а в случае перевозки особых групп багажа наличие соответствующих разрешений на его ввоз/вывоз). На заказчика возлагается ответственность и все расходы в случае депортации пассажиров. Заказчик также должен своевременно внести плату за чартерную перевозку, предусмотренную договором.
4. В договоре определяется минимальная коммерческая загрузка воздушного судна, при которой будет выполняться рейс. При предлагаемой низкой коммерческой загрузке воздушного судна авиакомпания планирует чартерные рейсы в интересах нескольких заказчиков, а также предусматривает загрузку воздушного судна по своему усмотрению. Таким образом, в случае наличия свободных мест или емкостей в самолете, выполняющем перевозку, перевозчик имеет право перевозить любых других пассажиров, багаж, почту и грузы с соблюдением правил страны отправления и страны назначения, установленных для перевозки, без какой-либо выплаты компенсации заказчику.

5. Расходы, не связанные с выполнением чартерной перевозки. В договоре отмечается, что все расходы, не связанные с выполнением чартерной перевозки, должны быть отнесены на счет заказчика. Сюда входят наземная перевозка из города в аэропорт и обратно, содержание в гостинице и пунктах сбора групп.

6. Расходы, связанные с задержкой вылета. По согласованию сторон определяются условия компенсации расходов, обусловленных задержкой рейса. Обычно при задержке вылета по вине заказчика более чем на 3 ч последний должен уплатить перевозчику за каждый час простоя 20 % стоимости летного часа принятой в расчет стоимости рейса. Если же произойдет задержка вылета рейса по вине перевозчика более чем на 24 ч, то последний обязан выплатить заказчику стоимость всех понесенных разумных затрат, связанных с обслуживанием и размещением пассажиров.

7. Расторжение договора. Обе стороны имеют право расторгнуть договор. Авиакомпания может воспользоваться этим правом в следующих случаях:
- непоступления платежей за перевозку со стороны заказчика;
- невыполнения заказчиком обязательств по минимальной коммерческой загрузке воздушного судна;
- отсутствия авиатоплива или сокращения его лимита;
- отвлечения самолета на выполнение правительственных заданий.

Заказчик имеет право отказаться от рейса в случаях:
- задержки рейса более чем на оговариваемый промежуток времени;
- замены типа воздушного судна, если вследствие этого не будут обеспечиваться объем и качество перевозки, предусмотренные по договору.
В остальных случаях заказчик может отказаться от договора с уплатой неустойки, размер которой оговаривается в контракте и зависит от срока отказа до намеченной даты вылета. Так, при отказе от перевозки или при переносе рейса заказчиком более чем на 24 ч он должен выплатить авиакомпании компенсацию в размере 25 % стоимости рейса, если он отменен или перенесен за 5 дней до предполагаемой даты вылета; 50 % если отказ или перенос произошел в срок от 3 до 5 дней до даты вылета; 75 % в случае отказа или переноса рейса за 3 дня и менее до даты вылета. Расторжение договора фиксируется соответствующим актом.

8. Освобождение от ответственности. Перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение договора в случае форс-мажорных обстоятельств (неблагоприятных метеоусловий, стихийных бедствий, начала военных действий и т. п.). Однако в ситуациях, связанных с прекращением полета или изменением маршрута по указанным причинам, перевозчик обязан сделать все зависящее от него, чтобы отправить пассажиров и их багаж в пункт назначения за счет и с согласия заказчика.
В договор могут включаться и другие пункты, например положение о компенсации дополнительных расходов, которые может понести перевозчик в случае нарушения заказчиком первоначальных условий. Если в силу ряда причин (нереализация турпутевок, непредвиденный отказ принимающей стороны и др.) заказчик отказывается от одного из рейсов в чартерной цепи, это может привести к простою самолета или выполнению им холостых полетов. В такой ситуации турфирма обязана будет компенсировать перевозчику понесенные расходы. Образец договора на чартерную перевозку приведен в приложении 2.
Договоры на чартерные перевозки могут заключаться на год, квартал, месяц, сезон исходя из интересов заказчика и возможностей авиакомпании. Для рассмотрения вопроса о заключении договора заказчик должен подать заявку авиапредприятию не менее чем за 15 дней до намечаемой даты рейса. В заявке указываются наименование заказчика, дата и маршрут предполагаемой перевозки, обязательства по выполнению «Правил перевозки пассажиров и багажа» и другая требуемая информация.


9.3. Консолидаторы

Как уже отмечалось, в общем случае при заключении чартерных договоров на перевозку в качестве заказчика может выступать любое физическое или юридическое лицо, способное оплатить аренду транспортного средства с экипажем. При воздушных чартерных перевозках заказчика часто называют консолидатором лицом, отвечающим за заполнение рейса. При этом консолидатором может быть:
- корпоративный клиент, заказывающий перевозку для личных целей (членов семьи, клуба, сотрудников, друзей);
- транспортное агентство, выступающее как посредник предоставления услуг по перевозкам;
- крупный туроператор, имеющий большой и стабильный рынок.
Так как далеко не каждая турфирма может обеспечить нужную загрузку чартерного рейса, а перевозчик предпочитает иметь дело с одним заказчиком, то зачастую более мелкие туристские компании объединяют свои усилия для осуществления чартерных перевозок, заранее оговаривая между собой условия сотрудничества (на условиях субаренды). В этом случае в качестве консолидатора выступает один из туроператоров, на которого возлагаются полномочия заключения договора и ведения всех взаиморасчетов с перевозчиком.
Иногда консолидатором рейса может стать сама авиакомпания, создающая специальный отдел, занимающийся формированием туристских групп. Этот отдел работает с небольшими корпоративными фирмами, продает блоки мест мелким турагентствам. Впоследствии, как правило, этот отдел выделяется в самостоятельную туристскую компанию, которая продолжает сотрудничать с породившим ее перевозчиком.
Турфирма, работающая с чартерами в качестве консолидатора, имеет ряд преимуществ в организации путешествий. Она уже не зависит от случайного стечения обстоятельств, от наличия или отсутствия билетов на регулярные рейсы, а получает возможность долгосрочного планирования своей деятельности.
Если к тому же в течение достаточно длительного промежутка времени турфирма является консолидатором у одного и того же перевозчика, то в некоторых случаях она может рассчитывать на снисхождение со стороны последнего. Так, перевозчик может пойти на замену заявленного борта самолетом меньшей емкости, если фирма не добирает туристов; взять плату за бортовое питание исходя из фактического количества туристов на рейсе; снизить тариф на перевозку в критических ситуациях. Как правило, авиакомпании стараются идти на компромисс со своими постоянными партнерами, поддерживать и выручать их в сложных ситуациях, что дает возможность в итоге добиваться неплохих результатов в коммерческой деятельности обеим сторонам.
Не стоит забывать, однако, о тяжелом бремени ответственности, ложащемся на плечи консолидатора: если он завез группу туристов в страну чартером, то обязан доставить ее обратно. В связи с этим встает вопрос о надежности альянса между авиакомпанией и консолидатором. Туроператору следует выбирать партнером для перевозки лишь те авиакомпании, которые в течение последних лет хорошо зарекомендовали себя на рынке чартерных услуг.